Выбрать страницу

Овчая купель. Вифезда

Место исцеления Иисусом Христом расслабленного

 

Историческая справка

Вифезда́ (греч. Βηθζαθά, Βηθεσδά, лат. Bethsathaст.‑слав. Виѳеꙁдá, Виѳесдá, ивр.בית חסדא‏‎ — Бейт Хисда — «дом милости, милосердия», «место благодати, исцеления»), или О́вчая купе́ль (ивр.בריכות בית חסדא‏‎, «бассейны Бейт Хисда»; также «овечьи бассейны»: греч. προβατική κολυμβήθρα — «овчая купель», лат. Probatica pi­scina) — два водоёма (бассейна), вырытые в русле реки Бейт-Зейта (בית זיתא) в Иерусалиме. В Библии, в Евангелии от Иоанна упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин. 5:1-16). Купель располагалась у Овечьих ворот.

Строительство купели относится к VIII веку до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных.

В настоящее время Вифезда традиционно отождествляется с руинами около базилики Святой Анны. Археологические данные свидетельствуют, что находящийся там южный бассейн имел широкие ступени. Его глубина составляет 13 метров.

Во II веке новой эры римляне построили рядом с водоёмами языческий храм, а когда Иерусалим стал христианским, языческий храм был разрушен и построена большая христианская церковь. Иерусалим постоянно подвергался различным нашествиям, город часто разрушали и восстанавливали заново. Поэтому купальня находится на глубине около 20-ти метров ниже нынешнего уровня города.

Купальню с крытыми галереями на древнееврейском языке называли «Вифезда», что означает «дом милосердия» – здесь, в галереях, лежало множество больных различными недугами, которые ждали исцеления. По временам в купальню сходил Ангел Господень и возмущал воду, которая тотчас становилась целебной, и кто из больных входил в неё первым, тот исцелялся, какой бы болезнью ни страдал.

Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.
Евсевий Кесарийский.

Ономастикон , объяснение библейской географии, 4 век.

Евангельское событие

Евангельское чтение

Ин., 14-е зач., 5: 1–15

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Апостол Христов Иоанн повествует о случае исцеления больного при Овчей купели Самим  Иисусом Христом. Господь в тот день пришёл из Галилеи в Иерусалим на праздник и посетил Дом милосердия. Среди больных Он увидел расслабленного, который лежал при купальне уже 38 лет. Господь спросил его, хочет ли он быть здоровым. Больной не пришёл в раздражение, а кротко ответил: «Да, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Расслабленный имеет великие христианские добродетели терпения, кротости и смирения, и получает исцеление не от Ангела Господня, а от Самого Господа.

1 По сих (же) бе праздник Иудейский, и взыде Иисус во Иерусалим.
2 Есть же во Иерусалимех Овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи:
3 в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды:
4 Ангел бо Господень на (всяко) лето схождаше в купель и возмущаше воду: (и) иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержимь бываше.
5 Бе же ту некий человек, тридесять и осмь лет имый в недузе (своем).
6 Сего видев Иисус лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше (в недузе), глагола ему: хощеши ли цел быти?
7 Отвеща Ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит.
8 Глагола ему Иисус: востани, возми одр твой и ходи.
9 И абие здрав бысть человек: и взем одр свой и хождаше. Бе же суббота в той день.
10 Глаголаху же Жидове исцелевшему: суббота есть, и не достоит ти взяти одра (твоего).
11 Он (же) отвеща им: Иже мя сотвори цела, Той мне рече: возми одр твой и ходи.
12 Вопросиша же его: кто есть Человек рекий ти: возми одр твой и ходи?
13 Изцелевый же не ведяше, Кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте.
14 Потом (же) обрете его Иисус в церкви и рече ему: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет.
15 Иде (же) человек и поведа Иудеом, яко Иисус есть, иже мя сотвори цела.
16 И сего ради гоняху Иисуса Иудее и искаху Его убити, зане сия творяше в субботу.

Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

Вефезда сегодня

Ныне эта территория принадлежит французскому монашескому ордену. Через ворота монастыря осуществляется платный вход к остаткам евангельской купели «Вифезда», ушедшего под землю водоёма, вокруг которого располагаются руины древней церкви, которую воздвигла, возможно, святая царица Елена над теми 5-ю притворами (галереями), о которых говорится в Евангелии и которые являлись Домом милосердия над целительными водами «Вифезды». Спускаемся по лестнице к площадке, а затем ещё ниже по крутым ступеням узкого прохода к самой воде. Купель евангельских времён была обширнее, чем сейчас, ныне половина её скрыта стеной фундамента другой бывшей церкви, разделившей купель пополам.

Что там сегодня

Ныне эта территория принадлежит французскому монашескому ордену. Через ворота монастыря осуществляется платный вход к остаткам евангельской купели «Вифезда», ушедшего под землю водоёма, вокруг которого располагаются руины древней церкви, которую воздвигла, возможно, святая царица Елена над теми 5-ю притворами (галереями), о которых говорится в Евангелии и которые являлись Домом милосердия над целительными водами «Вифезды». Спускаемся по лестнице к площадке, а затем ещё ниже по крутым ступеням узкого прохода к самой воде. Купель евангельских времён была обширнее, чем сейчас, ныне половина её скрыта стеной фундамента другой бывшей церкви, разделившей купель пополам.

Схема, фото

Купель представляла собой котлован глубиной около 10 метрови площадью 100×50 метров, на дне которого находились 2 бассейна с 5-ю галереями (крытыми ходами), разделёнными каменными перегородками. Вниз, к воде вели каменные ступени.

На карте, график работы, правила

карта, стоимость билета график работы